Логопедическая служба школы

Учитель-логопед

Ефремова Ольга Дмитриевна

Стаж работы - 41 год.

Образование - высшее.

   

Положение о работе логопедической службы

Школа для родителей. Развитие мелкой моторики

     Чем, кроме бессмертной души, отличается человек от животного?

     Речью!

     С помощью речи мы передаём свои мысли и чувства, делимся опытом, знаниями. Речь не врождённое свойство человека. Родившись, человек может дышать, глотать, смотреть, слышать, а говорить не умеет, этому надо учиться.

     Речь – явление общественное она не существует вне общества. История знает случаи, когда человек был воспитан вне общества людей, точнее, он выжил вне общества и говорить не умел. Впоследствии он частично овладел речью, но человеком в полном смысле слова не сделался. Именно речь делает человека человеком, она тесно связана с мышлением.

     Речь существует в двух формах: устной и письменной. Обучение речи – сложный неврологический процесс, требующий очень точных, слаженных процессов, происходящих в коре головного мозга. Есть в коре полушарий центры, отвечающие за речь: за понимание и произношение. При нарушениях работы центральной нервной системы возникают дефекты речи – либо со стороны понимания, либо с произносительной стороны.

     Рядом с центрами речи находится центр мелкой моторики, отвечающий за движения пальцев. Если мы заставим пальцы хорошо работать, мы усилим кровоток, который даст питание и центру мелкой моторики, и центрам устной и письменной речи, а, следовательно, улучшим их работу и развитие.

     Предлагаем несколько упражнений для развития детских пальчиков. Они сопровождаются стихами.

1. «Пальчики здороваются». По очереди соединяем кончики пальцев правой и левой руки, произнося: «Здравствуй, указательный, здравствуй, средний, привет, безымянный. Как дела, мизинчик?» С помощью этого упражнения можно запомнить названия пальцев.
2. «Кошка».
   

   

Средний и безымянный соединяем с большим пальцем, указательный и мизинец выпрямляем, приговаривая:

У кошки ушки на макушке,

Чтоб лучше слышать мышь в норушке.

3. «Мышка».
       

Так же как «Кошка», но слегка согнуть указательный палец и мизинец:

Серенький комок сидит

И бумажкою шуршит.

4. «Собачка».
   

У собачки острый носик,

Есть и ушки, есть и хвостик.

5. «Грабли». Напряженными пальцами имитируем движение граблей:

Листья падают в саду,

Я их граблями смету.

6. «Малыш». Указательным и средним пальцами поочередно передвигаем по столу, остальные подобраны к ладони:

Маленькие ножки шагают по дорожке.

Топ-топ, топ-топ – шагают по дорожке.

7. «Колечки».
   

Поочерёдно соединяем с большим пальцем все пальчики. По слогам произносим:

Пальчики перебираем и колечки получаем.

8. «Цепочка».
   

«Колечки» правой и левой руки поочерёдно соединяем вместе:

Пальчики перебираем и цепочку получаем.

9. «Рыбка». Сложенными вместе ладонями имитируем движение хвоста рыбки:

Ночью темень, ночью тишь…

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

     Занимайтесь каждый день, но недолго: 5 – 10 минут. И никогда не заставляйте ребенка, если он сам не хочет – все равно пользы не будет. Найдите другое время, заинтересуйте, похвалите. Пусть ваши занятия проходят в виде игры. Так вы не только улучшите работу речевого аппарата, но и подготовите пальчики к письму.